Сайт учителя начальных классов Ксенофонтовой Т.А.

Меню сайта
Учителям
Ученикам
Родителям
Советы психолога
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«Вместе всегда эффективнее!»

Формирование навыков коммуникации и сотрудничества в урочной и внеурочной деятельности.

                                                             Учитель начальных классов

                                                          МОУ «СОШ №3 г. Пугачева»

Ксенофонтова Татьяна Анатольевна

2016 г.

1.     Требования ФГОС

Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Нет больше радости в жизни, чем радость человеческого общения».  Современный мир стремительно меняется, люди отдаляются друг от друга, нет прежней открытости и желания что-то делать совместно. Опросы детей показывают, что большую часть свободного времени они проводят наедине с телефонами или планшетами.

Модернизация образования, введение новых стандартов требует подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, у обучающихся XXI века должны быть сформированы такие навыки, как коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность. Именно коммуникация и сотрудничество в современных условиях способствуют достижению высокого обучающего эффекта, являются универсальными навыками, способствующими успешной адаптации человека в быстро изменяющемся  мире. 

2.     Противоречие.

С одной стороны, современный мир требует от людей постоянного взаимодействия, с другой стороны, в своей педагогической работе мы постоянно сталкиваемся с крайним индивидуализмом детей, эгоизмом, неумением идти на компромисс, работать в команде. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью воспитать человека, готового к сотрудничеству, и неумением современных школьников организовывать совместную работу.

3.     Актуальность темы.

Данное противоречие определило актуальность темы и позволило сформулировать проблему, заключающуюся в поиске инновационных подходов в организации совместной деятельности учащихся.

Целью своей работы считаю: формирование навыков коммуникации и сотрудничества на основе активного обучения и командной работы (интерактивное обучение).

Задачи: 1.Вовлечь школьников в командную деятельность для становления и совершенствования навыков коммуникации и сотрудничества.

2.Разнообразить формы деятельности обучающихся, способствовать развитию интереса к предметам.

3.Повысить результативность учебного процесса посредством использования командной работы (интерактивного обучения).

4. Методическая основа.

Проблема сотрудничества и педагогического общения стала объектом изучения многих учёных, таких как: Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова. и ряд других ученых. В психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения.

Обучение в сотрудничестве - это совместное расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывают объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.

5.     Из опыта работы.

Среди многообразия современных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начальных классов: сотрудничество, активное обучение, интерактивное обучение( командная работа).

Система моей работы строится в двух направлениях: в урочной и внеурочной деятельности.

Какой механизм организации совместной деятельности сложился в моей практике?

На начальных этапах работы с классом деление учащихся на группы провожу  сама, учитывая возможности детей, их способности, лидерские качества. Также помогаю в распределении ролей, подсказывая, что у кого может получиться лучше.

Когда дети почувствовали себя уверенно в групповой работе, стала использовать формы интерактивного обучения на уроках. Интерактивное обучение подразумевает более широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом и доминирование активности учащихся в процессе обучения  (командная работа).

Не всякая группа обучающихся работающих вместе может называться командой. Для того, чтобы работа группы учащихся стала командной деятельностью, необходимо руководствоваться четырьмя принципами: позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие и одновременное взаимодействие. На мой взгляд, именно совокупное соблюдение данных принципов является новшеством в работе и ведет к достижению более эффективного образовательного результата. Командная работа невозможна без коммуникации и сотрудничества.

Учебный процесс, опирающийся на использование командной работы (интерактивного обучения), организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся класса без исключения. Моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. Командная работа позволяет мне как учителю, помочь обучающимся, объединенным в команды, прийти к единому мнению, чтобы все члены команды приняли и одобрили решение. Кроме того,  командная работа стимулирует обучающихся к созданию новых идей, повышает креативность их мышления, обеспечивает дружественную атмосферу в команде и в классе.

Анализируя свой опыт групповой работы, я пришла к выводу, что интеграция грамотно организованной учителем совместной деятельности учащихся усилит эффекты применения той или иной педагогической технологии. Остановлюсь на этом подробнее.

Идя в ногу со временем,  я провожу много уроков с использованием проектной и исследовательской технологий.

 Например, на уроке окружающего мира в 3 классе мы с ребятами проводили исследование «Комнатные растения», в ходе которого дети  объединились в 4 группы: «Исследователи» - проводили опросы и составляли таблицы наиболее популярных растений в школе и дома;

 "Лаборанты" – проводили опыты с комнатными растениями;

"Биологи" – создавали справочник комнатных растений;

«Эксперты» - изучив результаты работы каждой группы, сформировали экспертное мнение.

Результаты исследования были представлены на региональном экологическом семинаре.

 На уроке русского языка проводили этимологическое исследование и выясняли происхождение устаревших и заимствованных слов. Этот урок был представлен на муниципальном семинаре учителей начальных классов.

На интегрированном уроке окружающего мира  и технологии дети работали над проектом «Одежда разных эпох». В начале работы над проектом мы разбили материал на временные эпохи. Затем шла совместная работа по моделированию и изготовлению костюмов.

Технология сотрудничества успешно сочетается со здоровьесберегающей технологией. Примером этого являются внеклассные мероприятия, такие как:

•акция «Мы за здоровый образ жизни», в ходе которой дети в группах рисовали агитационные плакаты;

• практические занятия по оказанию первой помощи при травмах и ушибах, где учащиеся в группах анализировали правильность поведения одноклассников в различных чрезвычайных ситуациях.

В образовательном процессе важную роль отвожу этапу рефлексии и обратной связи, так как они позволяют оценить и осмыслить результаты собственной деятельности обучающихся. Данную работу осуществляю в разных формах, например, резюме одним словом, где каждый должен подобрать 1 слово, касаемо темы урока.

Наиболее продуктивной в своей работе считаю сингапурскую методику обучения, которая построена на работе в малых группах по 4 человека. Результаты ее использования видны с первого урока. Все дети вовлечены в работу, урок проходит интенсивно, активно, интересно. Представлю видеофрагмент урока.

Сам урок мало похож на обычный урок, и больше напоминает увлекательную, содержательную игру, заставляющую мыслить.

При использовании командной работы роль учителя резко меняется, он перестает быть центральной фигурой урока. Я, как учитель, лишь регулирую процесс и занимаюсь его общей организацией, создаю необходимые условия для проявления ученической инициативы.

Я считаю, что именно активное обучение и командная работа способствуют проявлению эмоциональной отзывчивости. Это нашло отражение в участии в акциях «Помоги птицам перезимовать», «Домик для белочки», «Сохраним лес» (где дети собрали свыше 800 кг макулатуры). Акции и проекты, посвященные празднованию Дня победы, тоже не оставили равнодушными моих детей. В акции «Дети читают стихи о войне» была отмечена на региональном уровне Камалетдинова Альбина.

Мне очень близки уроки и внеурочные мероприятия, в основу которых положены элементы театральной педагогики.  Форма организации деятельности на таких уроках всегда совместная. Ведь, чтобы сыграть эпизод нужно не только играть за себя, но и чувствовать игру других участников, помогать своей игрой «вживанию в образ». Порой психологически зажатые ученики первые реплики своей роли произносят очень робко, а затем, воодушевившись игрой других членов группы, раскрепощаются, играют так, как надо, и сами получают удовольствие от достигнутой цели.

Четвертый год я являюсь руководителем кружка «Школьная сказка» и совместно с учащимися начальных классов готовим театральные постановки, которые в дальнейшем представляем на школьных мероприятиях, на смотре художественной самодеятельности, показываем малышам детского сада. На городском конкурсе инсценированной сказки неоднократно занимали призовые места.

6.     Результаты работы.

Результаты моей работы различны: это и высокий балл предметных достижений, победы и призовые места в олимпиадах школьников (за 2 года участия в муниципальных олимпиадах – 3 призовых места и 2 грамоты призера), участие в региональных конференциях (грамоты 1 и 3 место), высокая результативность в мониторинговых исследованиях в соответствии с ФГОС, активное участие  и победы школьников в конкурсах: «Парад профессий», «Сувениры нашему городу»,  «На страже порядка», «Безопасная дорога глазами детей» и т.д. В конкурсе «Разговор о правильном питании»  2 года занимали 1 места, отмечены дипломом 2 степени на областном этапе конкурса.

 Однако самым ценным, на мой взгляд, является интерес ребят к обучению, дружелюбные отношения внутри коллектива. Не менее важны личностные результаты. Из  высказываний детей,  я понимаю, что они дорожат коллективом, в котором учатся, открыты для общения с одноклассниками, с удовольствием занимаются  во внеурочное время. Результаты психолого – педагогического мониторинга показывают позитивную динамику групповой сплоченности.

Накопленным опытом по организации групповой работы делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, даю мастер-классы  на разных уровнях. В социальных  сетях есть разработки уроков с использованием групповых форм работы. Хорошим средством передачи опыта является персональный сайт.

 Методическая идея "Вместе всегда эффективней! Формирование навыков коммуникации и сотрудничества в урочной и внеурочной деятельности"

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Управление образования г.Пугачева
  • СарИПКиПРО
  • Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz