Продолжаем знакомиться с особенностями развития детской самооценки. Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки.
(Беседы с учителем. Под редакцией Л.Е. Журовой – Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2005)
Без преувеличения можно сказать, что вопрос о готовности к обучению на сегодня один из самых обсуждаемых в психологических, педагогических, медицинских и родительских кругах. «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Тесты для проверки и отбора детей в школы», «Советы по подготовке детей к школе» и т. п. литературы по этим вопросам сейчас очень много. И, тем не менее, еще раз обратимся к проблеме готовности детей к обучению и способам педагогической диагностики этой готовности.
Автор: педиатр-невролог высшей категории Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Марина Дорофеева
Диагноз облегчает жизнь гиперактивным детям
Детям, которых раньше бы заклеймили как отъявленных «сорвиголов», теперь стало легче жить. Врачи ставят им диагноз «гиперактивность» и тем самым защищают маленьких непосед от придирок взрослых. А раз есть диагноз, должно быть и лечение.
Полное название диагноза, который может поставить только педиатр-невролог — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Вопрос о том, надо ли лечить гиперактивность у детей, вызывает бурные дискуссии. Одни считают, что врачи перегибают палку, определяя гиперактивность как заболевание, которое требует медикаментозного лечения. Другие, и в их числе взрослые, у которых было гиперактивное детство, наоборот, считают, что все равно какие определения использовать — «лечение» или «коррекция»; они уверены, что гиперактивным детям нужна помощь специалистов. Пока общество полемизирует, врачи уже имеют достаточно большой опыт наблюдения детей с таким диагнозом. «Если в начале моей работы с такими детьми, — говорит педиатр-невролог высшей категории Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Марина Дорофеева, — я думала, что в половине случаев гиперактивность является результатом плохого воспитания, то теперь я знаю, что это не так».